Руководство Положение о членстве Коллективные члены Цели
Главная
История
Мероприятия, события
Конкурсы
Встречи с ветеранами глазами школьников
Экологическая безопасность
Бюллетень "Мир океанам"
Награды, благодарности
Памяти наших президентов
Контакты
  Экологическая безопасность
14.09.2011: МО ветеранов «Мир океанам» проведено заседание круглого стола, на котором члены комиссии по экологической безопасности предложили в рамках Международного десятилетия действий «Вода для жизни» (резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 58/217 от 23.12.2003 г.) обсудить коллегиально подготовленный ими проект Комплексной программы предотвращения загрязнения водной среды при эксплуатации судов и портов. В заседании приняли участие ученые и специалисты в области экологии.
Участники круглого стола приняли решение направить данный документ в адрес Правительства и Государственной Думы Российской Федерации с целью обращения внимания на проблему увеличивающегося загрязнения водной среды.
  

Комплексная программа предотвращения загрязнения водной среды при эксплуатации судов и портов

  

         Хозяйственная и иная деятельность на море, внутренних водоёмах и реках в ряде случаев связана с  загрязнением водной среды, вызванной эксплуатацией флота, производственной деятельностью судостроительных и судоремонтных производственных организаций, морских и речных портов, а также последствиями различных аварийных ситуаций.

        Так, ущерб, причинённый известными событиями в Керченском проливе в ноябре 2007 года, составляет свыше 30 млрд. рублей. Тогда за один день затонули четыре судна, шесть сели на мель, два танкера получили повреждения. В море тогда вылилось около 2 тыс. т мазута. На следующий после катастрофы день в Керченском проливе было отмечено пятидесятикратное превышение предельно допустимой концентрации нефтепродуктов в воде, произошла массовая гибель птицы и рыбы. Большая часть попавшего в море мазута остаётся на дне пролива и представляет постоянно действующую угрозу для природы. Экологический ущерб от крушения судов с сопутствующей утечкой мазута  в Керченском проливе специалистами оценивается более чем 6 млрд. руб.

        Особое внимание уделяется предотвращению загрязнения морской среды, рек и внутренних водоёмов образующимися эксплуатационными отходами, неочищенными сточными и нефтесодержащими (льяльными и подсланевыми) водами. Не меньшую роль в загрязнении водной среды играет эксплуатация плавучих буровых промысловых платформ, нефтяных терминалов, танкерного и технического флота,  объектов гидромеханизации. Так, предварительный анализ рисковых ситуаций при эксплуатации морской буровой платформы показывает, что основным источником экологических рисков является проведение работ, связанных с бурением скважин, добычей, подготовкой, хранением и отгрузкой нефти, закачкой отработанного бурового шлама, буровых отходов и пластовых вод. /p>

        При осуществлении этой деятельности оказывается возможное воздействие на чувствительную в экологическом отношении водную среду, обусловленное выделением и поступлением в экосистемы вредных, главным образом токсичных, веществ.  В последние десятилетия  все активнее ведется добыча минеральных ресурсов континентального шельфа, что связано с бурением морского дна и образованием буровых отходов и шламов, содержащих токсичные присадки./p>

        Практически повсеместно проводятся дноуглубительные работы и захоронение (в том числе на мелководьях) извлекаемого грунта.  Такие грунты, извлекаемые со дна портовых акваторий, при работах по углублению фарватера и т.п., могут быть сильно загрязнены тяжелыми компонентами нефтепродуктов, хлорорганическими веществами (включая полихлорированные дефинилы), соединениями меди,   свинца, кадмия, цинка, мышьяка, хрома. Подобные вещества могут вызывать загрязнение водной среды и приводить к снижению численности и биомассы фитопланктона, к сокращению видового биоразнообразия и, в конечном итоге, к уменьшению биопродуктивности и   ухудшению качества водной среды, её рекреационных свойств.

        Одна из серьёзных проблем снижения загрязнений водной среды при эксплуатации судов и портов связана, как это ни странно,  с обеспечением на судах качества воды, используемой в период рейсов членами экипажей и пассажирами, что относится к важнейшим гигиеническим характеристикам среды обитания на флоте. Поэтому практически все   международные и национальные санитарные правила (руководства, рекомендации) содержат требования обеспечения всех типов судов пресной водой только питьевого качества: она должна удовлетворять физиологическим потребностям людей к воде и не оказывать отрицательного влияния на их здоровье как сразу после приёма, так и в более отдалённые периоды времени.

        Выбор способа технологической схемы кондиционирования воды на судах определяется рядом факторов и должен реализовываться  по комплексной схеме. Для достижения питьевого качества воды при её систематическом обеззараживании, а также дезинфекции судовой системы водоснабжения, а также дезинфекции системы водоснабжения и танков (резервуаров) для хранения воды, традиционно используют различные препараты хлора. К ним относятся тригалогенметаны (ТГМ), образующиеся при хлорировании воды с повышенным содержанием антропогенных загрязнителей органической природы и обладающие мутагенной и канцерогенной активностью. Следует учитывать специфику процессов водообработки на судах, а также отсутствие до последнего времени исследований  применения хлорпрепаратов для дезинфекции воды и промывании судовых систем водоснабжения и сброса растворов хлора в акваториях портов и судоремонтных заводов.

        Дезинфекция судовой системы водоснабжения растворами хлорпрепаратов (50 – 100 мг/ л активного хлора) сопровождается сбросом из судовых систем в водную среду промывных вод до достижения в них нормативной концентрации активного хлора, что пагубно для биоты. Порты и судоремонтные заводы, где осуществляется дезинфекция судовых систем водоснабжения,  повышают значимость загрязнения акваторий токсическими веществами. Важным представляется и то, что поступление таких хлорсодержащих вод  осуществляется, практически, ежедневно, а в ряде случаев круглосуточно, что резко повышает их опасность как загрязнителей прибрежной зоны./p>

        Основы регулирования деятельности по безопасному обращению с отходами на море заложены в таких международных правовых документах, как Конвенция ООН по морскому праву (1982 г.), Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.), Конвенция по предотвращению загрязнения с судов (1973 г.), изменения Протоколом 1978 г. – Конвенция МАРПОЛ 1973/1978, а также в некоторых региональных международных соглашениях:  Хельсинской конвенции по защите природной морской среды Балтийского моря – «Хелком», Бухарестская конвенция по защите Черного моря от загрязнения  и некоторых других.

        Эти правовые акты устанавливают общие рамки охраны морской среды, включая морские акватории, саму водную толщу и морское дно, и направлены на предотвращение,  сокращение загрязнения.

        На водный транспорт – суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания и другие плавучие объекты, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, предназначенные для эксплуатации на внутренних водных путях России, - распространяются Правила Речного Регистра РФ и Санитарные правила и нормы СанПиН 2.5.2-703-98.

        Для снижения отрицательного влияния на окружающую среду специфических загрязнений, характерных только при эксплуатации флота и портов, включая загрязнения от погрузо-разгрузочных работ, эксплуатации нефтяных терминалов, зачистки танков и междудонных пространств нефтеперевозящих судов и т. п., необходимо использовать технические и технологические решения, в большинстве случаев не свойственные другим отраслям. Комплекс этих решений включает разработку технологической схемы сбора, переработки и утилизации загрязнений, создание технических средств специализированного назначения для обслуживания этой технологической схемы.

        Успешное решение указанных проблем сдерживается пока по ряду причин скорее экономического свойства,  чем экологического:
     - существенная  часть систематических высоких поступлений в окружающую среду газообразных, жидких и твердых производственных отходов загрязнены нефтепродуктами, что является следствием аварий, обусловленных высоким износом судов, а также другой техники,  транспортного и берегового очистного оборудования;
     - нарушения технологической дисциплины, недопоставки запасного оборудования,  запасных частей и расходных материалов, использования некондиционного сырья и топлива;
     - отсутствие инвестиций в обновление основных производственных фондов, внедрение новых прогрессивных технологий и оборудования основного производства и природоохранных сооружений.

        Основой для решения указанных проблем, возникающих при эксплуатации судов и портов, должна стать разработка и реализация комплексной системы предотвращения загрязнения водной среды при эксплуатации флота и портов, в частности, предусмотренная план-программа соответствующих мероприятий.

         Ключевым понятием указанной комплексной программы является так же, как и в других отраслях, организованный систематизированный путь для отходов через практическое экономически и экологически целесообразное, технологически и технически возможное их использование, то есть менеджмент обращения отходов.

        Менеджмент обращения отходов должен объединять мероприятия по снижению количества отходов, регенерацию, переработку, удаление, т.е. весь комплекс  необходимых практических действий, включающий также юридическое и административное сопровождение программы.

        План-программа должна состоять из трех разделов. Первый включает в себя в основном мероприятия научного и организационного характера:
    - оценка эколого-экономических рисков, связанных с эксплуатацией портов, приёма судовых  эксплуатационных отходов, включающих  нефтесодержащие – льяльные (подсланевые), хозяйственные и бытовые воды;
    - инвентаризация отходов - состояние перечня  возможных источников отходов, проведение классификации отходов, выделяя опасные, определение общего количества отходов в портах;
    - определение общего количества загрязнителей и создание информационной базы  отходов;
    - создание юридических и нормативных предпосылок менеджмента обращения отходов в портах;
    - подготовка экологических и экономических показаний и технических требований к проектированию, строительству, модернизации и эксплуатации портовых сооружений;
    - подготовку, утверждение и согласование документов, предусматривающих распределение ответственности по разделам менеджмента обращения отходов в портах;
    - подготовку эколого-экономических и технических обоснований капитальных и эксплуатационных текущих затрат, требующихся  на строительство, ремонт и эксплуатацию технологических объектов и сооружений;
    - проведение экологического аудита, обращая внимание на критерии оценки решения при обеспечении правильности баланса между мощностью сооружений и количеством поступающих отходов, на соответствие среднего времени  оборачиваемости судов и возможности значительного роста производительности во время пиковых нагрузок.

        Второй раздел плана-программы формулирует мероприятия по внедрению стратегии менеджмента обращения отходов  в практику:
    - обеспечение портов плавучими техническими средствами и сооружениями для приёмки, обработки,  накопления для каждого вида отходов, принимающих с судов или образующихся  на берегу, рассчитанных на достаточные технические и технологические возможности для обеспечения минимизации их негативного воздействия на компоненты окружающей среды;
    - обеспечение портов специализированными причалами, оборудованными  специальными фланцами (в соответствии с Правилами Регистра) для приёма нефтесодержащих и сточных вод, перегрузочных механизмов для выгрузки контейнеров с мусором, контейнерных площадок (включая устройства для мойки контейнеров);
    - обеспечение портов аварийными средствами, быстро и адекватно реагирующими при аварийной опасности загрязнения;
    - обеспечение нормативно-методическими документами (правилами обращения в порту отходов, в частности, нефтесодержащими, правилами проведения производственно-экологического контроля, планами локализации и ликвидации аварии нефти и нефтепродуктов – ЛЛАРН, ПЛАРН и др.);
    - разработка и внедрение в действие системы менеджмента обращения с отходами.

        Мероприятия, предусмотренные третьим разделом плана-программы, должны быть направлены на обеспечение функционирования и развития комплексной системы.


©2008-2017 MO ветеранов "Мир океанам"